Вход · Регистрация
Подписка · RSS
История праздника - Новый год!
28.06.2014


Как вы думаете, какой из праздников самый древний? Разумеется, Новый год ! В различных странах его отмечают не только по-разному, но и в самое различное время. Вообще же традиция встречи Нового года повсеместно распространена как в цивилизованных, так и в примитивных (архаических) обществах. Возникла она в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира.

История праздника

 

 

Все в этом мире имеет свое начало и свой конец: луна растет, становится полной, а затем уменьшается и исчезает, природа расцветает весной и умирает зимой – все живое проходит стадии развития, старения и смерти. Но за каждой смертью следует новое рождение, поэтому весь мир, и сам человек, нуждается в периодическом обновлении, что и несет наступающий год.

 

 

У различных племен и народов смена времен приходится на разные месяцы, но все люди верят в одно: в Новый год гибнет старый мир, гибнет со всем плохим, что в нем было, а на смену ему приходит мир новый.

 

 

Новый год – не момент, а промежуток между смертью и рождением.

Чтобы начать новую жизнь, человек должен посредством специальных ритуалов очиститься от грехов, от старения и разложения. В наше время у православных христиан такое очищение происходит во время постов, в том числе Рождественского, после которого они исповедуются и причащаются. У древних славян этим целям служил ритуал омовения в бане, чем-то похожий на крещение, очищение и приобщение к Богу. У евреев и мусульман до сих пор существует обряд омовения перед трапезой или молитвой.

 

 

 

В архаических обществах сотворение нового мира происходило ежегодно, иногда несколько раз в год. В Месопотамии в третьем тысячелетии до новой эры Новый год встречали в период весеннего равноденствия (марте – апреле).

 

 

Считалось, что в эти дни светлый бог неба Мардук побеждает дракона Тиамата – воплощение мирового хаоса. Мардук разрубает тело Тиамата на две части, из нижней части создает землю, из верхней – небо, а из крови демона Кингу – человека.

 

 

Во время праздника, продолжавшегося двенадцать дней, две группы людей разыгрывали все перипетии сего мифологического сюжета.

У древних египтян Новый год также символизировал сотворение нового мира. Его отмечали в период разлива Нила, воды которого смывали все старое, а принесенный ил служил залогом будущего урожая и процветания страны.

 

 

В Израиле в Новый год бог Яхве побеждал силы хаоса (исторических врагов Израиля) и становился королем мира, в результате чего происходило обновление мироздания.

В дохристианский период многие индоевропейские народы праздновали наступление Нового года в период зимнего солнцестояния. В III веке христианские историки приняли за начало года 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы, в том числе на островах Венецианской лагуны и во Франкском государстве. Вместе с тем папская канцелярия использовала благовещенский стиль – от «воплощения Господа» – с началом года 25 марта.

 

 

В Римской империи с IV века счет дней в году вели от 25 декабря – Рождества Христова. С IX века этот стиль стали применять на территориях германских герцогств.

В Англии Новый год долгое время встречали 25 марта, и только в 1752 году парламент принял решение перенести его на 1 января. На территории Франции долгое время началом года считалось 1 марта, потом Рождество, затем первый день Пасхи. И только в 1563 году Карл IX повелел начинать год с 1 января.

 

 

В Дании и Швеции в прошлом тысячелетии год начинался 12 января (в день окончания праздника «зимней ночи»). В 940 году король Гакон перешел в христианство и совместил начало года с Рождеством Христовым, а с 1559 года его перенесли на 1 января.

 

 

1 марта, 25 марта и 1 сентября считаются днями «сотворения мира» в соответствии с константинопольской (древнерусской), александрийской и антиохийской эрами. В христианских странах время начала года тесно связано с ключевыми моментами в жизни Спасителя и соотносится либо с днем его рождения в человеческом образе – Рождеством, либо с днем его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти – Пасхой.

 

 

Традиции на Руси В Древней Руси год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчет начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту.

 

 

В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии. Связано это с особым почитанием православными римского императора Константина I Великого, который в этот день в 312 году разбил своего главного соперника Максенция.

 

 

Через год миланским эдиктом император Константин I допустил свободное вероисповедание христианства, а с 325 года сделал его государственной религией Римской империи. Поворот Константина I к христианству произошел в день его битвы с Максенцием. В 312 году сам Константин I повелел считать началом года 23 сентября – день рождения первого римского императора Октавиана Августа.

 

 

Такое летоисчисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – «в честь императора Константина».

 

 

В Литве и Польше с XIV века новый год начинался 1 января, а летоисчисление велось от Рождества Христова. Такая же система была распространена и на территориях, находившихся под влиянием этих государств.

 

 

В независимых же русских княжествах новый год долгое время мог начинаться и 1 марта, и 1 сентября, пока церковный собор в конце XV века не узаконил начало года с 1 сентября.

Интересно, что 1492 год от Рождества Христова ожидали как «роковой» год – год «конца света», поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6 000, то ли 7 000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения.

 

 

Уверенность в конце света была настолько велика, что пасхальные таблицы в Греции и на Руси заканчивались 1492 годом. Однако год истек, все успокоились, а Московский церковный собор сразу же утвердил пасхалию на последующие годы и перенес начало года на 1 сентября.

 

 

Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был «весело и в пиршестве». Воевода Шеин устроил все с царской пышностью, собрав на праздник множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число гвардейцев и матросов. К ним подходил сам царь, оделял их яблоками.

 

 

Поворот времени

 

 

Но уже следующий Новый год Петр захочет отпраздновать поновому. Отменив летоисчисление от дня сотворения мира, он устанавливает отсчет времени по Рождеству Христову. А заодно переносит празднование Нового года с сентября на январь.

 

 

По России прокатился глухой ропот. «Как мог государь переменить солнечное течение?» – возмущались многие, свято веруя, что Бог «сотворил свет в сентябре». И тут на помощь царю подоспел Феофан Прокопович, знаменитый церковный деятель. В своих «обличительных опусах» он обрушился на недовольных «погублением лет Божиих» и крепко побил их своим словом: «Что приличнее и честнее? Праздновать ли новолетие в память даней и податей или тогда, когда празднуем пришествие в мир Сына Божия?

 

 

Им же мы от долгов вечных и от уз нерушимых освобождаемся!..».

Произведя риторическим вопросом необходимый эффект, Феофан уже снисходительнее поясняет: «От начала Христовой церкви не писали христиане числа лет ни от сотворения мира, ни от Рождества Христова.

 

 

Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества, а в греческой за полторы тысячи лет не означивали и недавно означать стали, и то еще не повсеместным обычаем.

Что же теперь скажете, слепые хронологи?».

 

 

20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова.

1700 год начался службами во всех церквах «с испрашиванием благославления на Новый год».

Указания царя были выполнены со всей тщательностью, а сам Петр в этот вечер устроил очень красивый фейерверк с пальбой из пушек.

 

 

Традицию веселой встречи Нового года Петр I поддерживал в течение всего царствования.

В XIX веке, к примеру, по случаю наступления Нового года в православных храмах служили божественные литургии, но одновременно молились во славу Бога, даровавшего победу русскому оружию в войне 1812 года, и поминали павших защитников отечества. В столицах и провинции устраивались карнавалы и балы, но они производились и по другим, менее значительным поводам.

 

 

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» 1 января 1853 года сообщала: «Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Только на окраинах города и в провинции отношение к Васильеву вечеру было особенным, да и то потому, что вечер этот посвящался святочным гаданиям.

 

 

Категория: Отдых | Просмотров: 750 | Теги: рождество, праздник, новый год | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
▲ Наверх