Вход · Регистрация
Подписка · RSS
Будущее - за правым полушарием
27.08.2014


Помнится, два-три десятилетия назад говорить о детях-инвалидах в обществе было чуть ли не неприлично. Как будто их вовсе и не существовало. Если на улице появлялась инвалидная коляска с ребенком, у которого детский церебральный паралич, прохожие недоуменно смотрели вслед. Сегодня факт, что рядом с нами живут люди с ограниченными физическими возможностями, уже не вызывает ни у кого удивления или негативных эмоций.
А только сочувствие и желание помочь.

Этой же идеей одержим и Александр Вануйто, социальный педагог Муниципального  бюджетного  учреждения  «Центр  социального обслуживания  граждан пожилого возраста и инвалидов» г.Салехарда. Многолетний опыт работы позволил Александру Пыеривичу создать собственную методику социальной реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями. Она включает работу логопеда, психолога, музыкального руководителя и такие виды развития моторики рук, как лепка из глины и теста, пескотерапия.

Специально разработанная салехардским педагогом программа реабилитации детей-инвалидов в группах дневного пребывания «Мир глазами детей» стала в 2010 году победителем конкурса социальных проектов «Стратегия успеха», который ежегодно проводит общество «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», и успешно  реализована в осенние и весенние каникулы прошлого учебного года.

- Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, - говорит Александр Пыеривич. - Она приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Именно с этими проблемами мы и пробуем справиться.

Сейчас в Салехарде проживает 141 инвалид детства, в коррекционных классах школ города обучаются 87 человек, из них на дому - 24. У ребят, которые посещают общеобразовательные учреждения, есть возможность полноценно развиваться и не отставать от своих сверстников. А вот те дети, кто по состоянию здоровья не может учиться в школе или на дому, в какой-то мере лишены возможности стать в дальнейшем полноценными членами общества.

- Проект «Мир глазами детей» разработан для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и другими множественными нарушениями в развитии, - рассказывает А.Вануйто. - Такие дети не умеют пользоваться полученными знаниями в практической деятельности. Творческие проявления у них либо отсутствуют, либо находятся на крайне низком уровне развития. Почти у всех таких  детей наблюдаются резко выраженные недостатки произношения, либо речь полностью отсутствует.

И важным звеном в системе их социальной реабилитации может стать формирование навыков различных видов деятельности средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.
Педагог более чем с тридцатилетним стажем, выпускник Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им.Герцена взял в команду по реализации этой программы еще четырех человек. Логопед Альфия Нурлыбаева, специалист по социальной работе Анна Бахрина, психолог Людмила Наянзина, медицинская сестра Фаниля Гареева работают в том же социальном учреждении, что и автор проекта.

В структуру Центра входят: отделение социального обслуживания на дому, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания. Проект предусматривает работу с детьми-инвалидами на базе дневного отделения этого учреждения.

Вообще-то, такая работа проводилась и раньше, но остро ощущались проблемы с материальной базой, которые не давали возможности коллективу медиков и педагогов осуществить многие свои идеи. Грант западносибирского холдинга позволил Центру социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Салехарда приобрести все необходимое: материалы для занятий по методике Монтессори для развития мелкой моторики, расходные материалы для проведения занятий по изобразительной, трудовой терапии и общего развития детей-инвалидов, сенсорную и ортопедическую дорожки, музыкальный центр «Panasonic» для проведения занятий по музыкальной терапии, оборудование для оформления релаксационной комнаты, жидкокристаллический телевизор для просмотра анимационных фильмов.

По программе «Мир глазами детей» стали заниматься более двадцати детей, которых разделили на четыре группы (по пять-шесть человек в каждой). Временем действия проекта выбрали осенние и весенние каникулы. С утра до вечера ребята находились в Центре, что дало возможность родителям заниматься своими делами, пока их детей обучали педагоги. Кстати, родители совсем уж в стороне не остались. Для них тоже были предусмотрены занятия. Они, как и их дети, учились управлять своими эмоциями, формировали умение предотвращать конфликты, развивали навыки поведения в проблемной  ситуации.

Каждый день пребывания детей в Центре был расписан буквально по минутам. Ежедневные занятия с социальным педагогом и психологом, музыкальные часы. Но особенно детям полюбились занятия, которые в проекте названы «Изобразительная деятельность и художественный труд». Этих ребят в силу их физического недуга сложно обучать каким бы то ни было навыкам. И, тем не менее, они усердно осваивали самые разнообразные техники изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Они рисовали акварелью, гуашью, восковыми мелками, осваивали такие изобразительные приемы, как сухая кисть, техника раздельного мазка, рисование по мятой бумаге, а еще лепили сувениры из глины, соленого теста. И свершилось невозможное - дети, от которых трудно было чего-то ожидать, стали делать если не шедевры, то очень даже неплохие работы. Настолько неплохие, что хоть выставку устраивай. По велению прежде совершенно непослушных пальчиков ожили белые листы бумаги и даже булыжники. Их украсили бабочки, цветы, морозные узоры, солнышки, сердечки и другие композиции.

То, чему научились ребята за это время, не просто интересно, оно несет колоссальную функциональную нагрузку. Прежде всего, развивается моторика рук, а значит, у детей-инвалидов идет и развитие в целом мозговой деятельности. Вроде бы, что там такого - сделать аппликацию из засушенных растений или фонарик из картона? На самом деле это кропотливый процесс, когда в творческом правом полушарии происходят необратимые благотворные изменения.

Еще в середине прошлого века было установлено, что от сформированности движений мелкой моторики рук прямо зависит и уровень речи детей. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Выходит, для умственно отсталых детей самая главная «таблетка» - трудотерапия. Именно этим и занимались салехардские педагоги, когда реализовывали проект «Мир глазами  детей».

Результаты этой деятельности видят сейчас родители, которые говорят, что искренне поражены тем, насколько, оказывается, высок интеллектуальный, творческий потенциал их детей. Ребята не просто учились петь и танцевать, а принимали участие в концертах. Их лучшие художественные работы отправили на выставки и фестивали, и в итоге Рамазан Сафаров и Владимир Шулинин стали дипломантами Vlll Окружного фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Будущее для всех», который прошел в городе Новом Уренгое. А самое главное - у детей повысилась самооценка, они стали более раскованными в общении со своими здоровыми сверстниками. Они поняли, что ограниченные физические возможности не препятствие для развития неограниченных способностей.
Категория: Семья | Просмотров: 1106 | Теги: Мелкая моторика, логопед, реабилитации детей | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
▲ Наверх