Подхваченный ветром истории
15.08.2014
Начало декабря отмечено знаковым для Сургута событием: город посетил известный писатель, политик и общественный деятель Александр ПРОХАНОВ. На встрече с горожанами в Центральной городской библиотеке имени А.С.Пушкина он говорил о геополитической судьбе России, национальной идее и, конечно, о своем творчестве.
Предугадав извечные вопросы о самоопределении личности и роли писателя, Александр Андреевич начал с небольшой преамбулы:
– Два призвание писателя, не понимаю, как появились эти книги, не могу понять, почему в один прекрасный момент вокруг меня возник таинственный вихрь, который сорвал меня с места и закружил по всему миру. И до сих пор я ношусь в этом вихре, как пылинка, подхваченная ветром истории. слова о моем жизненном пути – как я его понимаю. Вернее, как не понимаю.
Рассказывая о творчестве, Александр Андреевич останавливался на значимых для себя романах: «Гибель красных богов», «Теплоход Иосиф Бродский», «Скорость тьмы», «Истребитель», «Надпись». Последнее произведение писатель определил как искренний рассказ о становлении художника:
– Я хотел вернуться в свои ранние писательские годы и понять, что же мной двигало. Что за безумие? Что за гонка вопреки здравому смыслу? Что за постоянная потребность мчаться куда-то, видеть, скороспело описывать?
И я сделал для себя вывод: это страсть не дать умереть событию. Не дать пропасть людям, их мыслям, которые безжалостно сметает время. Это жажда сохранить и задержать в исторической памяти моих современников актуальную историю России.
А еще он сравнивал себя с Карамзиным. Подобно ему, Проханов писал свои романы так, чтобы по ним можно было изучать историю России. Художником двигало и продолжает двигать желание сохранить судьбу страны, закрепить в книгах жизненный путь тех, кого унесло несчастье, победив историческую смерть, забвение. При всей субъективности описания Александр Андреевич настаивает на их достоверности, называя их романамирепортажами с войны.
Широкой публике Александр Проханов известен как общественный деятель, чьи пламенные речи нередко можно услышать в радио- и телеэфире. Поэтому вполне ожидаемым был вопрос: нет ли у художника ощущения, что, связавшись с телевидением, он транжирит свои духовные силы, которые можно было бы направить в творческое русло.
– Во-первых, я по натуре своей транжира, – отшутился писатель. – Во-вторых, ситуация в культуре изменилась до неузнаваемости. В советское время литература была мощнейшим воздействием на публику. Через книгу или журнал неслось огромное духовное движение. После того как в 1991 году эта культура была разрушена, писатель остро почувствовал нехватку контакта.
Можно написать гениальную книгу, но она останется незамеченной. Такое явление, как Шолохов, сегодня невозможно не потому, что нет Шолохова, а потому что нет культуры. Поэтому для художника общение с публикой часто происходит посредством телевидения. Писатель стремится на телевидение, чтобы зацепиться за общественное сознание и тем самым продвинуть свое произведение.
Но частота появления Александра Андреевича на телевидении отнюдь не умаляет его творческих побед. Сегодня он – знаковая персона в современной русской литературе. И каким бы ни было отношение публики к его взглядам на современную действительность, его книги читают, и это – единственно верное доказательство того, что взгляд Проханова на российскую действительность актуален.
Предугадав извечные вопросы о самоопределении личности и роли писателя, Александр Андреевич начал с небольшой преамбулы:
– Два призвание писателя, не понимаю, как появились эти книги, не могу понять, почему в один прекрасный момент вокруг меня возник таинственный вихрь, который сорвал меня с места и закружил по всему миру. И до сих пор я ношусь в этом вихре, как пылинка, подхваченная ветром истории. слова о моем жизненном пути – как я его понимаю. Вернее, как не понимаю.
Рассказывая о творчестве, Александр Андреевич останавливался на значимых для себя романах: «Гибель красных богов», «Теплоход Иосиф Бродский», «Скорость тьмы», «Истребитель», «Надпись». Последнее произведение писатель определил как искренний рассказ о становлении художника:
– Я хотел вернуться в свои ранние писательские годы и понять, что же мной двигало. Что за безумие? Что за гонка вопреки здравому смыслу? Что за постоянная потребность мчаться куда-то, видеть, скороспело описывать?
И я сделал для себя вывод: это страсть не дать умереть событию. Не дать пропасть людям, их мыслям, которые безжалостно сметает время. Это жажда сохранить и задержать в исторической памяти моих современников актуальную историю России.
А еще он сравнивал себя с Карамзиным. Подобно ему, Проханов писал свои романы так, чтобы по ним можно было изучать историю России. Художником двигало и продолжает двигать желание сохранить судьбу страны, закрепить в книгах жизненный путь тех, кого унесло несчастье, победив историческую смерть, забвение. При всей субъективности описания Александр Андреевич настаивает на их достоверности, называя их романамирепортажами с войны.
Широкой публике Александр Проханов известен как общественный деятель, чьи пламенные речи нередко можно услышать в радио- и телеэфире. Поэтому вполне ожидаемым был вопрос: нет ли у художника ощущения, что, связавшись с телевидением, он транжирит свои духовные силы, которые можно было бы направить в творческое русло.
– Во-первых, я по натуре своей транжира, – отшутился писатель. – Во-вторых, ситуация в культуре изменилась до неузнаваемости. В советское время литература была мощнейшим воздействием на публику. Через книгу или журнал неслось огромное духовное движение. После того как в 1991 году эта культура была разрушена, писатель остро почувствовал нехватку контакта.
Можно написать гениальную книгу, но она останется незамеченной. Такое явление, как Шолохов, сегодня невозможно не потому, что нет Шолохова, а потому что нет культуры. Поэтому для художника общение с публикой часто происходит посредством телевидения. Писатель стремится на телевидение, чтобы зацепиться за общественное сознание и тем самым продвинуть свое произведение.
Но частота появления Александра Андреевича на телевидении отнюдь не умаляет его творческих побед. Сегодня он – знаковая персона в современной русской литературе. И каким бы ни было отношение публики к его взглядам на современную действительность, его книги читают, и это – единственно верное доказательство того, что взгляд Проханова на российскую действительность актуален.
Всего комментариев: 0 | |